Как делать расстановки на таро

Речь пойдет о методе системной семейной психотерапии. Говорят, что австрийский психотерапевт и психоаналитик, который долгое время был миссионером католической церкви в Южной Африке, почерпнул идеи, увидев решение родовых проблем в среде древних африканских племен. Хеллингер долгое время ничего не писал о методе, считая, что это очень трудно сделать, легче провести на практике. Первые описания появились, когда Хеллингеру было 65 лет, и сделал их Гунтхард Вебер — врач-психотерапевт, участник группы. В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Суть метода расстановки по Хеллингеру

Суть метода «семейной расстановки по Хеллингеру» состоит в том, что человек, обращающийся с серьезной проблемой, в первую очередь выбирает «заместителей» из группы людей, участвующих в расстановке. «Заместители» будут играть роли реальных персонажей, которые присутствуют в жизни человека, и, как он считает, могут косвенно или непосредственно иметь отношение к сложившейся проблеме. В процессе расстановки ситуация будет проигрываться, персонажи будут озвучивать свои роли, говорить о своих состояниях и переживаниях. История будет восстанавливаться шаг за шагом. Главное, что необходимо сделать в процесс расстановки – найти дисбалланс между персонажами или силами, создающими ситуацию. Далее следует так переместить «заместителей», чтобы перестало ощущаться состояние дискомфорта, чтобы балланс востановился. После перемещения сил ситуация снова проигрывается с помощью персонажей. Результатом качественно проведенной расстановки должно быть ощущение физического и психического облегчение у человека, пришедшего с проблемой. А также стойкое понимание, что нужно изменить, как выйти из ситуации. Благодаря тому, что «заместители» выбраны совершенно непредвзятые, появляется возможность получить новую информацию о своей проблеме, поднять на поверхность то, что раньше блокировалось многими факторами.

Какие проблемы можно решать по Хеллингеру

Речь пойдет о дисбаллансе в иерархии. Имеется в виду, что есть система (семья, род), в которой нарушены естественные законы, принятые в системе и идущие из поколения в поколение. Берт Хеллингер называл это «семейным переплетением». Незавершенные процессы прошлого в семье вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то. Сам того не осознавая, человек живет не свою жизнь.

Примерами могут быть ситуации, когда красивая и умная женщина не находит себе пары; человек много работает, но беден; при серъезной заботе о здоровье возникают тяжелые болезни; человек не хочет пить, играть, принимать психотропные препараты, но не может избавиться от зависимости и т.д.

Дисбалланс происходит между понятиями «брать/давать». Наример, на отношения между отцом и дочерью непроизвольно будет влиять отношение отца и матери девочки. Если мать не додала, то вынуждена будет отдавать долги дочь. Этого не должно происходить. Нарушается иерархия, мать и дочь меняются местами. Дочь проживает жизнь матери, вместо того, чтобы отрабатывать свою жизнь.

Наиболее часто людей тревожат проблемы семейного типа. Однако расстановки можно проводить для любых систем с иерархической структурой.

Семейные расстановки работают с семейными проблемами, с внутриличностными конфликтами, проблемами линии рода. Структурные расстановки решают проблемы, связанные с деньгами, работой, болезнями, страхами. Организационные расстановки используются для разрешения проблем в трудовых коллективах, в том числе можно рассмотреть дисбаланс между тем, кто помогает и кому помогают. Сценарные расстановки применяют для ситуаций принятия решения, поиска новых путей в период застоя.

Расстановки Хеллингера и таро

Чаще всего расстановки проводят в группе. Однако не каждый может оголить свои проблемы перед группой. Не всегда есть возможность собрать благоприятную группу для проигрывания сценария. В случае, если клиенту некомфортно, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. C тепень открытости своей работы регулирует сам клиент.

Одним из выходов является использование для сеанса расстановки – таро. Этот метод предлагает использовать Алена Солодилова , которая активно его практикует, изучает, углубляет. Порядок проведения расстановок цитируется практически без изменения.

Сеансы могут проводится классически в группе, где колода используется для диагностики системного процесса, а заместителями являются люди из группы.

Читайте также:  Как гадать гадание да нет на картах

Ход расстановки на таро в группе

1) В ходе расстановки в первую очередь выполняется запрос «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

Клиент выбирает аркан случайным образом, не видя карты.

2) Потом он говорит, что видит на карте, на чем концентрируется: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

3) Далее на каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

4) Следующим этапом является проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, ведущий просит заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

5) Теперь в расстановку вводится сам клиент. В определенный момент ведущий просит всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а клиента – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

6) Обязательным этапом является завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

7) Завершается расстановка общим опросом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

Следует обращать внимание на полноту проявления архетипа. Например, если женщина средних лет жалуется на хроническую боль в горле и достает из полной колоды Аркан Повешенного, потом акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах», то в ходе расстановки следует рассматривать проявление архетипа на следующих уровнях:

Физический – запрос – хроническая боль в горле.

Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».

Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.

Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.

Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.

Уровень культурный – мученичество как идея.

Уровень архетипа – жертва.

Индивидуальная расстановка с помощью расклада таро

Работа полностью проводится с помощью расклада таро, «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.

1) Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Далее нужно попросить клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открывать их.

2) Процесс. Ведущий (а иногда сам клиент) перемещают карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или желанию ведущего. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с субъективными переживаниями ведущего.

3) Завершение. Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим.

Читайте также:  Что такое нео таро

В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска „хорошего решения“ в духовную практику – поиска контакта с Большим».[7]

Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога».

С 2011 года мы начали практиковать использование арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами:

• расстановка психологического портрета по А. А. Хшановской;

• расстановка аркана личности;

• расстановка аркана проблемы;

• расстановка выполненного расклада.

IV. Другие полевые практики с использованием арканов Таро

Живые расклады» на Таро

Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практик. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, т. к. это в большей степени метод считывания информации.

Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант не спеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются в закрытом виде.

При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например, может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2–3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, т. к. ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти ощущение холода либо, наоборот, тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто стремятся улететь) и т. п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения.

Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля.

И только после того как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, они открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации.

Важным фактором оказывается и то место, где легла карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие легли ближе, какие дальше и т. п.).

Таким образом, в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации).

В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации:[8]проективный (ассоциации), полевой (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт).

«Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента вынимается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т. п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями.

Читайте также:  Откуда пошло гадание на ромашках

Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 662 | Нарушение авторских прав

Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто интересующимся. С помощью системной расстановки человек может почувствовать свою взаимосвязь с членами своего рода, даже с теми, кто уже умер или о ком ничего не известно. Эта взаимосвязь иной раз носит болезненный характер, мы связаны с прошлым своей семьи и как будто несем боль за тех (или в честь тех), кто ее испытал в прошлом. Эта связь остается неосознанной, и мы живем не свою жизнь. Расстановка помогает увидеть эту связь и во многих случаях завершить ее.

Расстановщики используют в своей работе феномен, который назвали заместительским восприятием. Этот феномен пока еще не имеет объяснения, признанного научными академическими кругами. Случайно оказалось, и теперь используется способность человека воспринимать, чувствовать в общих чертах то, что чувствует другой человек, даже если они не знакомы и даже, как выяснилось, если тот, другой человек уже умер (тогда можно почувствовать, как он жил). Иногда это внешне напоминает то, что называют «ясновидением», настолько точным может быть восприятие заместителя.

Пространство или место, откуда заместители черпают информацию и чувства других людей, стали называть Поле (морфическое поле, морфогенетическое поле). Наверное, можно сказать, что в Поле хранится весь человеческий опыт (а возможно и не только человеческий, но также и опыт природных явлений).

Получая возможность узнавать и проживать в расстановке (в символической форме, но не поверхностно) опыт людей из прошлого, мы можем завершать влияние этого опыта на нас сегодняшних. Процесс восприятия Поля мы назовем «чтением».

Расстановщики стали изучать, каким образом устроена наша способность читать Поле, является ли она безграничной или, если нет, как она ограничена, насколько эти ограничения объективны и непреодолимы, а насколько субъективны. Также интересен вопрос, можно ли развивать, тренировать способность читать Поле и насколько эта способность «врожденная», либо приобретается со временем.

Системные расстановки — молодой метод, и исследование Поля находится еще в самом начале. Было сделано несколько шагов в разработке схем чтения поля, когда телесные сигналы заместителей или их геометрическое взаимное расположение давали основания делать выводы о том, какая ситуация или история была в прошлом. Действительно, многие позиции заместителей повторяются и нередко одинаковые позиции отсылают нас к похожим историям. Например, если заместитель смотрит вниз, в пол, то довольно часто речь идет о том, что он (т.е. человек, которого он замещает) связан с умершим, его горе не завершено. Или, если заместительница смотрит направо и как будто хочет взять кого-то за руку, то речь нередко идет о мужчине, партнере.

Позднее, когда таких схем и трактовок было создано несколько (в том числе и основателем метода Бертом Хеллингером) оказалось, что самые разные, даже противоположные схемы. работают одинаково ! Но только у того, кто в них верит.

Похоже, что Поле открывается нам в той форме, в какой мы готовы его воспринимать. Мы сообщаем ему нашу систему координат и символов — и оно приходит, чтобы мы читали его на понятном нам языке.

Сейчас некоторые расстановщики стали отходить от разработки новых «языков» диалога с Полем. Этот «язык» скорее похож на музыку или игру света — бесконечное разнообразие звуков и цветов, симфония, не нуждающаяся в нотах и палитрах. Без нас эта симфония не звучит, она возникает только через людей и только с их согласия. В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют не только его индивидуальные воля и разум. Известно, что на поведение личности накладывают отпечаток в том числе различные неосознанные родовые сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет осознать эти сценарии — и их проработать, чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых в своё время не могли выйти наши предки.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector