Как относиться к рождественским гаданиям

С недавнего времени праздник Рождества в нашей стране стал долгожданным и одним из самых любимых. Что было во времена Советского Союза? Праздновали Новый год — и новый, и старый. О Рождестве знали только одно — дату, 7 января. Не так много было истинно верующих, готовых соблюдать все необходимые правила и ритуалы. Обычно этот день проходил незамеченным, ну, разве что, посиделки в кругу семьи вечерком на кухне. В лучшем случае приглашался сосед, чтобы было с кем обсудить под рюмку водки события глобального масштаба.

В общем, почти обычный вечер. То ли дело сейчас! Каждый из нас ассоциирует этот день с рождением новых светлых надежд, светом и теплом. Это второй по значимости после Святой Пасхи религиозный праздник, символизирующий примирение человека с богом. Люди готовятся к нему долго и со всей ответственностью. Приглашаются многочисленные гости, организуется хороший стол с непременным рождественским атрибутом — запеченной индейкой (в крайнем случае — гусем или уткой), куча подарков и обязательно — гадания.

Как относиться к этой неотъемлемой праздничной традиции — дело сугубо индивидуальное. Знать, что произойдет в будущем, хотели во все времена. Гадалки, хироманты, экстрасенсы, ясновидящие… Люди тратили целые состояния, обращаясь к ним в надежде узнать свое будущее. Что уж говорить о Рождестве, когда и денег никаких не нужно. Рождественские гадания — это один из самых ярких атрибутов праздника, и пренебрегать им, пожалуй, не стоит. Другой вопрос, стоит ли воспринимать всерьез все то, что может увидеть и услышать наш расслабившийся организм в веселую рождественскую ночь.

Есть много людей (в основном представительницы прекрасного пола), которые никогда не гадают в Рождество. Почему? Ответ прост — увиденное они воспринимают как чистую правду. А правда далеко не такая радужная, как хотелось бы. Что может быть хуже, если расплавленный воск в чашке застыл в форме креста? Ведь это болезнь или даже смерть. А если собака, которая должна своим лаем — злым или жизнерадостным — твердо убедить нас в характере нашего будущего мужа, вдруг завоет? Быть тебе вдовою. Вот и представьте, как ощущает себя девушка, твердо верящая сомнительным выводам, в дальнейшем.

Не помешает сейчас вспомнить, что люди делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимист, видя наполовину заполненный стакан с водой, скажет: «В нем еще много воды!», пессимист вздохнет: «В стакане уже так мало воды!». Точно так же и в восковой фигурке можно увидеть не предстоящую болезнь, а, например, стороны света и увлекательное путешествие. Определитесь, кто вы по жизни, и стоит ли вам испытывать свои нервы, гадая в рождественскую ночь.

Читайте также:  Что нужно было делать в доме для традиционного крещенского гадания

Хорошо, если каждый из нас понимает, что знать будущее человеку не дано! Иначе был бы утрачен весь смысл жизни. К рождественским гаданиям нужно относиться, как к игре. В ней все должно быть «понарошку», как в детстве. Играйте в нее самозабвенно, до конца. Это поможет вам увлечь гостей, сделать вечеринку такой, чтобы она удивила и запомнилась всем. Представьте себе, приходят к вам друзья, а их встречают курица и петух! Наливаем в одну миску воды, в другую насыпаем монетки, рядом зеркальце кладем. Что петушок выберет? Если к деньгам потянется — быть жениху богатым, к водичке направится — пьяницей станет, выберет зеркало — красавчиком будет, ну а метнется к курочке — ожидай бабника и ловеласа. Развлечения для гостей лучше и придумать нельзя.

Есть масса способов, как можно еще гадать на Рождество. Это дело вкуса и ваших возможностей. Самое главное, чтобы позитивное настроение и положительные эмоции не оставляли вас весь год.

Святки на Руси издавна праздновали две зимних недели от Рождественского сочельника (6 января) по Крещение (19 января). Гадания на Рождество считаются наиболее правдивыми и своими корнями уходят во времена еще языческой Руси. Непременные атрибуты Святок — это гадания, колядования, шутливые розыгрыши. Несмотря на распространенное мнение, Святки никакого отношения к религии не имеют, больше того, Церковь в свое время сурово осуждала связанные со Святками обряды. Однако запреты эти, как это часто бывает, приводили к обратному результату: народ Святки полюбил, и отказываться от веселого зимнего загула не собирался. Старинные легенды говорили о том, что в первый день Святок на землю возвращаются души умерших и начинается разгул нечистой силы. А раз это так, то надо обязательно воспользоваться случаем и пообщаться с этой силой, заглядывающей в людские жилища. Правда, в дома нечистая заходить робела — иконы ж везде висели, а это ей было очень не по нраву. Однако всегда было много мест, где нечистая сила могла разгуляться от души — заброшенные или недостроенные дома, бани, хлева, сени, чердаки.

Вопрос: Как православие относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам.

Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции.

Читайте также:  Где соединить амулеты голдура на карте

Вопрос: Можно ли в святки молиться за усопших?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав: «Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель… Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном… помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря (здесь и далее – по юлианскому календарю) вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня, и утреня имеют будничное окончание» (Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Гл. 2).

Вопрос: Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.

Читайте также:  Как определить касту по таро

В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н.э.). Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 — 814).

Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь.

Вопрос: Каким образом волхвы могли прийти с востока к звезде, которую видели на востоке? Волхвы должны были либо прийти с запада к звезде на востоке, либо звезда была на западе, либо нечто другое имеется ввиду.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф.2:2). Вопрос возник из-за синтаксических особенностей приведенного стиха. Слово восток надо отнести не к звезде, а к волхвам: видели звезду Его [находясь] на востоке и пришли поклониться Ему. Звезда же была не астрономическим явлением, а «невидимой силой, принявшей вид звезды» (святитель Иоанн Златоуст), «божественной и ангельской силой, явившейся в образе звезды» (блаж. Феофилакт). Св. Иоанн в подтверждение приводит такие соображения: 1. Необычен ее путь: текла от севера на полдень (юг). Она вела волхвов из Иерусалима в Вифлеем, который находится южнее. 2. Она является не ночью, а днем. Ночью звезды не видно. 3. Звезда является, затем скрывается, а потом появляется вновь. 4. Звезда указывает место не с высоты, а опустилась вниз: обыкновенная звезда не может показать такое малое место как вертеп.

Есть еще одно объяснение данного стиха. Греческое слово anatolе и славянское восток имеют два значения: 1.сторона света и 2. восход, исток. При таком объяснении стих может быть прочитан так: «мы видели восход звезды Его».

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector