Как выглядит старые карты таро

Наверное наиболее древняя колода Таро – это Таро Висконти- Сфорца. Хотя на самом деле под этим названием скрывается не одна колода, а ряд несколько неполных колод, относящихся к 15 веку. Эти карты были созданы для Франческо Сфорца, герцога Миланского. И использовались тогда не для гадания и эзотерических практик, а для игры.

Следующая из наиболее старых колод – это Марсельское Таро. Хотя изначально это тоже не какая-то одна колода, созданная одним человеком, а собирательное название для средневековых колод, существовавших в 17 веке в Италии и Франции. И тогда не существовало каких-то книг и общей системы трактовок для этих карт.

В 1760 году в Марселе Николай Конвер выпустил самый известный вариант этой колоды, основываясь на более ранних версиях, а также книгу, которую можно наверное назвать первой работой, посвященной колоде Таро.

В 18 веке колода Таро также привлекла внимание французского эзотерика и ученого Кура де Жебелена. Он развивал идею о том, что Таро имеет гораздо более древнее происхождение и отсылает нас к мистического наследию древнего Египта, а точнее к «книге Тота». В то время еще не было расшифровок значения египетских иероглифов и о самой «Книге Тота» было известно мало. Хотя сейчас известно, что «Книги Тота» на самом деле не существовало, существовал набор различных текстов, объясняющих магическую природу бытия и содержащих различные рекомендации, но там нет никаких упоминаний о картах.

Идеи Кура де Жебелена вскоре воплотил оккультист Жан Батист Альетт, создавший новою колоду – Таро Эттейлы. Название этой колоды – это анаграмма фамилии Альетт, прочтение в обратном порядке. Таро Эттейлы – колода очень специфическая и сильно не похожая на другие.
Последователи Таро 19 века отказались от изменений, внесенных в колоду Таро Альеттом и вернулись к изначальному виду колоды.

Уже в 19 веке образуются две традиции среди тарологов, так называемая французская школа, начало которой положил Э.Леви и продолжил Папюс, и английская школа, которая началась с Макгрегора Мазерса, и была продолжена А.Уэйтом и А.Кроули (хотя каждый из них выпустил в итоге уже свою колоду).
Подробнее об этих школах и отличии их подхода я еще напишу в другой статье.

Мой курс обучения, ориентирован на колоду Уэйта не случайно. Я считаю ее самой подходящей для начинающих. Почему? Потому что это довольна старая классическая колода, но при этом вполне понятная по рисункам на картах. Эта колода отличается от других старых колод тем, что в ней прорисованы сюжеты на Младших Арканах и интуитивно, по сюжету, уже можно понять значение.

Фиксированная история Таро начинается с колоды Висконти-Сфорца, созданной в 15 веке и нарисованной, скорее всего, художником Бонифацио Бембо. Это не первая колода Таро, но это первая колода, которая дошла до нас. Восстановить значения этой колоды почти что невозможно. Вызывает большие сомнения, были ли они на самом деле у этой колоды или она использовалась исключительно для игры.

Первая колода Таро практически идентичная тем, которые у нас есть сегодня — это колода Сола Буско. Есть серьезное и любопытное исследование иконографии ранних колод. Не удивительно, что исследователи приходят к выводу о гигантском воздействии на визуальные образы карт библейских сюжетов. Было бы странно, если бы в средневековье создатели Таро не ориентировались бы так или иначе на Библию.

Однако долгое время Таро оставалось частью жизни аристократов. Колоды Таро заказывались известным художникам, рисовались вручную. Ими, кроме игры, любовались просто как произведениями искусства.

Но почти одновременно с созданием Таро Иоганн Гуттенберг сделал свое величайшее изобретение — печатный станок. И уже через сто лет карты становятся массовым и распространенным явлением.

О, это была славная эпоха! Эпоха бурных социальных потрясений. Эпоха рыцарей клонилась к своему закату. Был создан максимилиановский доспех, лучший из возможных доспехов. Но на полях сражений уже властвовали ландскнехты. Азартная игра в карты пришлась ландскнехтам по вкусу. Собственно, Марсельское Таро в том виде, в котором мы его знаем, можно было бы называть Таро ландскнехтов.

Проникая во все более широкие социальные слои, любая вещь, идея проходит закономерный этап своего развития — десакрализацию. Таро не было исключением. Долгое время его оккультная составляющая не замечалась и не развивалась тогдашними эзотериками. Таро было очень популярным в 16-17 веке. Появляются все новые интереснейшие дизайны колод. Складывается все то, что сегодня мы знаем как марсельский дизайн. И кроме этого был также северо-итальянский, швейцарский, немецкий дизайны. Но уже в 18 веке Таро теряет былую популярность.

Читайте также:  Почему сбылось гадание на кофейной

Новое время, новые идеи и новые игры. До тех пор, пока Эттейла с одной стороны и Кур де Жеблен с другой не дают новый толчок в развитии, Таро находится в забвении.

Чем больше я изучаю деятельность и творчество Эттейла, тем больше я вижу, насколько этот человек опередил свое время. Фактически, он заложил основы современного Таро. Он заложил принципы, по которым сегодня работают многие и многие тарологи, как практики, так и теоретики. Он создает свою колоду. Он разрабатывает собственную систему значений и пишет книгу. Он проверяет эти значения на практике. Он обучает учеников.

Около 50% значений современных карт Таро восходят к значениям, предложенным Эттейла. А что делает знаменитый Элифас Леви? Рассуждает о странном и мечтает создать свою колоду. Если я не ошибаюсь, им или по его эскизам была нарисована одна-единственная карта. Колесница. Не самое выдающееся достижение.

Весь 19 век проходит под знаком поиска ключа к пониманию Таро. Сегодня известно, что в Италии разрабатывались новые дизайны колод , во Франции появлялись новые колоды Таро. Например, можно вспомнить колоду Освальда Вирта. Пишутся множество книг, так или иначе описывающих Таро и предпринимающих попытку расшифровать или же наоборот, приписать идей, которых там никогда не было. Например, получают развитие идеи Египетского Таро Поля Кристиана и множества его последователей.

Но в конечном счете, следующий шаг был сделан в Англии. Самюэль Лидделл Мазерс с группой товарищей создает знаменитейшее оккультное общество “Golden Dawn” — “Золотая Заря”. В недрах этого общества рождаются несколько традиций Таро, которые и определили его сегодняшний облик.

Во-первых, это собственно Таро Золотой Зари. Существует несколько колод с подобным названием. И фактически каждая из них претендует на то, что именно она — самая настоящая, самая золотозарёвская колода.

Вторая линия — это линия Кроули. Кроули ищет и находит свой путь в понимании Таро. Не вдаваясь в подробности, можно сказать очень грубо и очень упрощенно, что Таро Кроули — это Таро энергий, Таро энергетических потоков, энергетических состояний, с которыми человек взаимодействует, переживает, которые существуют извне и изнутри его. Таро Кроули — это, как будто, живопись абстракциониста. Не строгое копирование повседневной физической реальности, но эмоциональное, энергетическое восприятие. Безусловно, это прекрасный, замечательный инструмент познания энергий. Но имеющий свою специфику.

И наконец, это Таро Уэйта. Таро, которое максимально унаследовало традиции Эттейлы. Простое, понятное, надежное. С понятной книгой-компаньоном. Особенно, если учитывать то, как писались книги сходного содержания в 19 веке. Одним словом, это было настоящее революционное Таро.

Колода Уэйта почти сразу делается принадлежностью, важным атрибутом артистической богемы. Я помню кадры из фильма про писательницу Анаис Нин. Сразу после первой мировой войны она бродит на артистических тусовках и держит в руке колоду Уэйта. Кадры настолько поразили меня, что я перечитал несколько ее произведений.

Но потребовалось еще почти полвека, чтобы Таро начало превращаться в продукт массовой культуры. Хиппи, нью-эйдж, знаменитая книга Иды Грей. Все сошлось, все сложилось. И колоды начали появляться с завидной регулярностью.

Я пришел в Таро в девяностых, но фактически я учился работать на колодах, созданных в 70-80-х годах. Я не чувствовал в них товар. Люди делали колоды для себя, и только потом они попадали в издательства, становились товаром, становились доступны многим. Даже если человек делал стилизацию колоды, например, по мотивам северо-американского фольклора, это не воспринималось как фаст-фуд, насквозь слепленный пирожок.

Однако процесс десакрализации никто не отменял. Сегодняшние колоды лично у меня вызывают уныние. Я не могу серьезно относиться к колодам Ангелов-хранителей, языческих кошек или белых кошек. Я не вижу никакой целесообразности в появлении таких колод. Не могу сказать, что у меня никогда не было желания создать свою колоду. Но видя огромное количество бессмысленных, глупых, бесполезных колод, я продолжал работать с классикой, с Уэйтом и великолепной редкой колодой Фредерика Лионелла. Мне вполне хватало.

Пока наконец звезды сошлись так, что я встретился с великолепным художником Евгением Виницким. И мы смогли реализовать проект, который получил название “Таро “Русский Лубок”. Она, конечно, еще не прошла испытание временем, но уже сейчас мы получаем множество восторженных отзывов, от людей, которые начали с ней работать. Это отнюдь не революция в Таро.

Читайте также:  Как узнать врет ли человек гадание

Не стоит задача переписать классику просто потому, что нужно переписать классику. Как например, это сделал Роберт Анджелис. Но его Универсальное Таро оказалось намного проще, примитивней, более плоским по сравнению с прототипом, колодой Уэйта. Мир меняется. Идеи умирают, перерождаются, возвращаются заново. Мне кажется, что Таро Русский лубок смогло выразить идеи в соответствии с цайтгестом, с духом времени. Не потеряв при этом связь с классикой, с тем же Уэйтом.

Неудивительно, что история карт Таро исчисляется столетиями – людям всегда хотелось приоткрыть завесу потустороннего мира и узнать чуточку больше. Что может быть более интригующим, чем умение управлять собственной судьбой, предвидеть будущее и исправить еще не совершенные ошибки. И все это без привлечения каких-либо сверхъестественных сил, только с использованием простого магического атрибута. Одним из таких способов соприкосновения с неизведанным стали карты Таро, гадание на которых пользуется большой популярностью по сей день.

Исследователи говорят, что прародители современных карт Таро появились еще в Древнем Египте, и проводят аналогию с наскальными рисунками и символами, которыми сопровождали оккультные и религиозные обряды. Но по наиболее распространенной версии авторами этой магической колоды называют кочевые народы, а именно цыган.

Часто встречается предположение, что авторство карт Таро принадлежит цыганам. Этот народ часто ассоциируется с магическими обрядами, разного рода гаданиями и даже врожденными способностями к гипнозу. Считается, что цыгане умеют предсказывать будущее, и кому, как не им, было суждено придумать такую колоду карт?

Но большинство исследователей из области культурологии опровергают такую версию. По их словам, карты Таро появились гораздо раньше этого кочевого народа. Если о картах можно найти записи в летописях начала 14-го века, то о странствующих племенах европейские летописцы упоминали впервые только в следующем веке. Четкого же описания этих карт в документах не было, поэтому происхождение карт до сих пор остается вопросом открытым, хотя и очень интересным.

Далее мы рассмотрим, как выглядят карты Таро сейчас, и расскажем, как менялась колода в те или иные исторические периоды.

В рамках статьи мы не сможем рассмотреть значения всех карт Таро, но вкратце обрисуем, из чего состоит колода для того, чтобы изучить ее исторические изменения.

Современная колода объединяет две большие группы карт – Старшие и Младшие арканы. Дополнительно в гадании на картах Таро используются две белые карты. Гадать можно как на полной колоде, так и на сокращенной. В полную колоду входят все карты Старших и Младших арканов (по 22 и 56 карт соответственно) и две дополнительные карты (что не обязательно).

В зависимости от вида гадания, используются и сокращенные колоды следующих вариаций:


Кстати, хоть цыган и считают иногда авторами магических карт Таро, но в своих гаданиях они используют эти карты далеко не всегда. Кочевые народы используют обычную игральную колоду, которую, теоретически, также можно отнести к последней категории (36 карт младшего аркана).

Младший и Старший аркан легко определить даже внешне. Последний – это практически произведение искусства, и именно его мы представляем при упоминании Таро. На каждой карте расположено необычное изображение, наполненное глубоким философским подтекстом и смыслом. Именно сочетания таких карт Таро наводили суеверный ужас на людей, которые видели в раскладах страшные картинки и не умели их правильно толковать.

Считается, что каждая карта в колоде Таро – это символ знаний и просвещения. Но история их возникновения, зафиксированная документально, не настолько глубока духовно.

В конце 14-го века при дворе французского короля Карла IV большой популярностью пользовались различные магические и спиритические сеансы. Это было вроде развлечения для придворной знати. В тот период королю хотелось удивить аристократов, и он заказал индивидуальные карты у художника при дворе. Именно тогда на аркане появились привычные сегодня рисунки.

Младшие арканы выглядят не так ярко. Они разделены на четыре группы (масти):

Считается, что Младшие арканы колоды Таро – это прародители современных игральных карт, которые с придворного двора Франции распространились по всему миру и приобрели привычный сегодня внешний вид.

Считается, что первая колода карт Таро современного типа появилась в середине 15-го века. Авторство приписывают художнику из Италии (Б. Бембо). Художнику такие карты заказала семья кондотъера Сфорца. Эту колоду называют Таро Висконти, и уже тогда в нее входили все традиционные 78 карт.

Читайте также:  Как научиться расшифровывать карты таро

Целые три столетия после своего появления карты Таро были не очень популярны: люди не знали, как использовать их в гаданиях, а о глубоком значении карт никто не задумывался. Впервые знать проявила интерес к картам только после выхода трудов А. Кур де Желебена. Этот граф был очень увлечен мифологией и спиритическими учениями, выпустил в свет целых два научных труда о картах Таро (в одном из них рассматривал их только в качестве игры). И именно в этих трудах Желебен впервые говорит о возможности гадания на картах Таро и предсказания будущего.

Один из последователей Желебена продолжил написание трудов и даже распространил идею использования карт Таро в магических ритуалах среди членов масонской ложи. Ученика Желебена в среде масонов звали Этейла, и созданная им позже колода карт получила такое же название. К началу девятнадцатого века у колоды Этейла было три разных вариации.

Далее учения о картах Таро становились все более глубокими и масштабными. Известный европейский оккультист Альфонс-Луи Констан изучал их в разрезе связи с древними учениями Каббалы. Он интерпретировал старшие арканы и описывал мистическое значение карт Таро. Труды издавались под псевдонимом Элифаса Леви и дали настоящий толчок для дальнейших европейских исследований карт.

В Старом Свете Таро стали популярны в 19-м веке благодаря тайному сообществу Ордена Золотой Зари. Среди поклонников оккультизма были весьма известные в Англии люди – А. Кроули и А. Уэйта. Члены сообщества использовали собственную вариацию колоды Таро под названием Золотой Рассвет (авторство приписывают С. Матерсу). В последующем именно эта колода стала основой колоды Уэйта и Кроули.

Сейчас именно интерпретация колоды Таро от Артура Уэйта используется чаще всего среди тарологов. Это неудивительно – Уэйтс практически всю сознательную жизнь посвятил исследованию оккультизма, мифологических символов, изучал мистицизм по всему миру и впитывал религиозные верования разных уголков земли. Это позволило ему создать практически совершенную колоду карт, которая впервые появилась в 1909 году.

Большая часть астрологов сегодня используют колоду Таро Алистера Кроули (называется колодой Тота). Она также была создана под влиянием мифологии народов мира и содержала в себе отголоски нумерологии, астрологии и практической магии, большим поклонником которой был Алистер Кроули.

Именно эти две колоды принято считать настоящим магическим атрибутом. Карты от Кроули и Уэйта – это квинтэссенция магических учений, воплощенная в арканы карт и их сочетания.

В гаданиях на картах Таро нет строгого канона о том, какую колоду использовать. Каждый таролог абсолютно свободен в своем выборе. Можно предсказывать будущее как на традиционной колоде, так и самостоятельно создавать новые колоды карт Таро. Но последние вряд ли будут обладать такой же силой, как колоды Тота или Уэйта – для этого нужно посвятить всю жизнь изучению магии, астрологии, нумерологии и суметь воплотить свой опыт в уникальном магическом атрибуте.


Современные тарологи освоили несколько секретов гадания на картах Таро, которые были заложены в них еще самими создателями. Благодаря сочетанию в картах основ астрологии, нумерологии и практической магии, карты перестают быть просто «картинками», они могут рассказать гораздо больше, чем мы привыкли слышать, видеть, и даже понимать о жизни.

Недостаточно просто выучить возможные значения различных карт и их сочетаний (такое часто бывает при самостоятельном изучении Таро). Нужно понимать глубокий смысл, заложенный в каждой карте, и ее историю для того, чтобы правильно истолковать ее значение. И для этого хорошому тарологу приходится изучать не только эзотерические дисциплины, но и вполне современные, такие как психология, история и литература.

К тарологам приходят, чтобы узнать будущее, погадать на отношения, карьеру, ситуацию или просто задать вопрос. В умелых руках карты могут рассказать все, и даже больше. Не зря говорят, что Таро не ошибается — ошибаются люди. Поэтому очень важно, чтобы человек, к которому вы обращаетесь за помощью, был настоящим специалистом. Знающие Таро люди могут изменить вашу жизнь одним советом, но вы должны не только выслушать их вердикт, но и воспользоваться их рекомендациями.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector