Почему в таро тота разные шуты

Олег Шишков (он же Телемский). Опыт толкования старших арканов:
В фундаментальном исследовании Таро «Книга Тота», на котором мы и будет основываться сейчас и далее, Алистер Кроули, уделил этому аркану самое большое внимание — если остальным арканам было уделено от двух до десяти страниц, то «Дурак», получил больше двадцати страниц самого тщательного анализа. Это и неудивительно — ведь «Дурак», является нулевым арканом, арканом с которого начинается колода Таро. А значит — в нём берёт своё начало наша психика. Кроули отождествляет «Дурака» с тем изначальным и недифференцированным состоянием когда мужское и женское неразрывно слиты, это состояние первых двух месяцев зародыша, в матке, когда он имеет и мужские и женские черты, это изначальное единство Даосской философии и плерома гностиков, это и то нераздельное единство, психики, когда сознание ещё не сформировано. Кроули обращает внимания что на всех великих людях изменивших историю лежала печать божественного безумия — от «Страдающего эпилепсией погонщика верблюдов Мохаммеда», до «Провинциального мегаломана Наполеона». Следуя здравому смыслу можно стать успешным, но не великим. Кроули отождествляет Дурака с «зелёным человеком весны», эпохи матриархата, Парсфалем, Хур-Па-Краатом и андрогинными божествами — Зевсом Арренотелусом, Вакхом двояким и Бафометом. Внимательно посмотрим на карту. Перед нами предстаёт человеческая фигура, с маленькими рогами, в зелёном одеянии. Он заключен в двойной овал, но его руки, ноги и рога нарушают границы этого овала. Внизу изображены два животных — крокодил и тигр, которые явно настроены к нему агрессивно — тигр даже кусает его ногу, сверху — гроздь винограда, и бабочка. В самом центре карты, на месте фаллоса изображено светящее солнце.

Как было уже сказано, карта изображает самую первую стадию творения, или зарождения. Овал представляет космическое яйцо, первичную сферу, из которой к рождению устремлён творческий импульс. Заметим, что он уже не находится в этой сфере — всей силой своего активного начала выходит за её пределы. Отождествление фаллоса с солнцем — архитепично. Юнг впервые задумался о существовании универсальных единиц коллективного бессознательного, когда его душевно больной пациент не имеющий даже простейшего образования, подвёл его к окну и показал на солнечный луч, произнеся: «Се есть фаллос солнца», воспроизведя тем самым, древнее архитепическое представление, митраистких мистерий. Солнечный фаллос, указывает на активное, зачинающее мужское начало, тогда как сфера, яйцо — на пассивное, женское, порождающее.

Данную аналогию следует понимать символически, как объединение противоположных начал, не заблуждаясь вслед за Фрейдом, который понимал всё исключительно конкретно. Карта «Дурак» представляет собой, то изначальное состояние, когда противоположности ещё не разделены, но тем не менее, мужское начало, активно стремится выйти из защищающей, но сдерживающей матки космического яйца. Здесь следует вспомнить систему Нойманна где говориться о первоначальном психическом единстве до рождения сознания. Карте дано название «Дурак» или «Шут», потому, что этот изначальный импульс происходит задолго до формирования сознания как такового, и хотя и устремлён за границы бессознательного, сам по себе пока принадлежит ему. Этот импульс не осознан, не срефлексирован, и представляет собой чистое бытие, в момент его зарождения. Это можно сравнить с тем удивительным ощущением, удивления, и восторга, которое испытывает ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет, которое можно определить как «Я есм». Память об этом событии остается только у некоторых, родившееся сознание, ещё долго остаётся пунктирным, прерывистым сумеречным, пока по мере взросления окончательно не сформируется его центр — Эго. На макрокосмическом уровне этот момент можно сравнить только с «Большим взрывом», когда впервые из всей полноты точки взрывается бесконечная потенциальность, и начинает неустанно разворачиваться. Это миг предельного наполнения жизнью, изумления и восторга.

Момент рождения сознания, отражен во всех мировых мифологиях, мифом о непорочном зачатии и чудесном рождении. Непорочным, потому, что на субъективном уровне возникает ощущение рождения из ничего, появление из ниоткуда, как бы и нет того материального носителя чуда называемого сознанием. Ещё секунду назад существовала лишь неосознающая себя плоть, комок инстинктов, и вдруг каким то чудесным импульсом, этот комок инстинктов обрёл свет — сознание, солнце, фаллос. Этот миг и есть то подлинное чудо, который существа находящиеся в границах инфантильных религий проецируют вовне, на предполагаемое историческое рождение, которое очевидно невозможно.

Читайте также:  Зачем человек идет к гадалкам

По закону психологической компенсации, этот момент чуда тут же сменяется ужасом — в мифологии это представлено всемогущими силами, которые пытаются уничтожить чудесного ребёнка. Посмотрите, сколь универсален этот мотив, Моисея, преследует фараон, который знает, что дитя сменит его, Иисуса — царь ирод, со всей его армией, Персей, Тесей, Геракл, с момента рождения, становились жертвой преследования со стороны могущественных сил, но неизменно, чудом избегали гибели от руки этих сил.

На карте враждебные силы, представлены двумя животными — тигром и крокодилом. С психологической точки зрения их можно рассматривать как, животные образы негативного отца и матери, с оккультной как персонификацию двух опасностей — подчинение, либо огню неконтролируемых страстей, агрессии символизируемой тигром, либо впадание в анабиоз, статику, отказ от движения, замораживания, символизируемое крокодилом.

Посмотрите на Центральную фигуру карты — ему как будто нет дела, до этих животных! У него нет время на битву с ним, он подчинён одной задачи — выйти из круга, устремившись из него шестью конечностями (Две руки, две ноги, два рога). Шесть — число солнца. Животные стремятся отвлечь его, но стоит ему оглянуться, отвлечься, или хотя бы попытаться сбросить с себя тигра, он будет обречен, повторить судьбу Орфея, навсегда оставшимся в царстве матерей. Нет — его рост должен проходить вперёд и вверх, к обретению сознания.

Шут Таро Тота — карта, которой сам Кроули уделил больше всего внимания в своей книге о колоде. Она не похожа ни на один другой нулевой Аркан и сочетает в себе множество разных образов. Новичков порой пугает именно это нагромождение символов, но, если разобраться, всё совсем не так страшно, как кажется. Хотя без знания того, о чём хотел сказать нам автор, далеко не уедешь.

Никакого человека с котомкой или Дурака, шагающего в пропасть, на Аркане Кроули вы не встретите даже отчасти. Здесь отражена совершенно иная идея. Дурак Таро Тота висит в воздухе, тем самым символизируя свою принадлежность к этой стихии. На голове его рога (что это за символ я скажу позднее) и белый фаллический конус. Кожа Шута золотистого цвета, а одет он в зелёные одежды и золотые башмаки. В правой руке нашего героя зажат жезл, увенчанный белой пирамидой, в левой — сосновая шишка, объятая языками пламени. С левого плеча Шута Таро Тота свисает виноградная гроздь, чуть ниже её мы видим монеты. Вокруг Дурака обвивается виноградная гроздь, представленная огромной спиралью. На завитках этой спирали мы видим коршуна Маут, голубя Венеры, растение плющ, бабочку и крылатый шар с двумя переплетёнными змеями. Помимо этих символов привлекают внимание два ребёнка-близнеца на среднем завитке спирали, странный цветок светло-голубого цвета. Под ногами Дурака мы видим крокодила, притаившегося в реке Нил, а за ногу нашего героя кусает тигр. Обратите внимание и на паховую область персонажа — на ней сияет солнечный диск. Ох и постаралась Фрида Харрис, создавшая эту великолепную иллюстрацию!

Сначала рассмотрим самое сложное — символизм Аркана Шут. Кроули не оставил на карте ни одного случайного символа, каждый из них имеет своё особое значение.

Кроули в своих работах никогда не приводит традиционного толкования карт, как это делают другие авторы. Он выражает их значение через символизм и легенды. Т.е. в данном случае нельзя сказать, что «Шут Кроули — суть ситуации такая-то и такая-то». Вы должны сами определить для себя, что именно будет означать эта карта в раскладах. Сам же Мастер говорит в своей книге, что в образе Дурака собрано сразу несколько архетипов. Это одновременно Зелёный Человек Праздника Весны, Апрельский Дурак, Святой Дух, Великий Дурак кельтов (Далуа), Парсифаль, отправившийся в путешествие за Священным Граалем, древнеегипетское божество Гарпократ, андрогинная ипостась Зевса (Зевс Арренотелий), Вакх-Дионис (Дионис Загрей), и частично даже Бафомет. Чтобы понять смысл всех этих архетипов нужно обязательно читать мифологию или же обратиться к самой «Книге Тота» Кроули — в ней прекрасно всё объяснено.

Читайте также:  Что такое гадание ангела

Если говорить кратко, то Аркан Шут Кроули символизирует творческий хаос, абсолютную свободу, изначальный потенциал, отправление в неизведанное, новые начинания, невинность, зарождение творческого потенциала, любопытство.

Трудно в двух словах представить, какой может быть тень представленного Кроули эзотерического Дурака. Нужно обратиться к каждому представленному архетипу из включённых в этот образ, чтобы определить возможную теневую сторону каждого. Самые банальные слова, которые приходят на ум — безрассудство, хаос, неясность целей, безответственность, продвижение «на ощупь» без какого-либо опыта.

Вообще трактовать Арканы Кроули на обычном, бытовом уровне, в отрыве от контекста расклада на самом деле очень сложно, так как каждая карта отражает всё новые и новые свои стороны в зависимости от заданного вопроса. Поэтому не принимайте мои слова за единственно верные — выводите свои собственные значения. Чаще всего лично у меня Шут Таро Тота на психологическом плане чаще всего символизирует некую изначальную пустоту, которую человек только начинает чем-то заполнять. Это одновременно и Глупец, и Мудрец. Это похоже на возвращение к некоему первоисточнику.

Значение Шута Таро Тота в отношениях — это первоначальный импульс, первая симпатия, зарождающиеся чувства, самое начало романа, когда впереди пока ещё маячит полнейшая неизвестность. Иногда — это обновление, обнуление, новый жизненный этап, когда человек, к примеру, окончательно пережил развод и теперь словно начинает жизнь с самого начала.

Чаще всего карта символизирует совершенно новый опыт, который помогает человеку встряхнуться, причём опыт этот может быть как положительный, так и отрицательный. Это открытость к новому делу, новому проекту, зарождение какой-то идеи, иногда — какие-то хаотичные события. На финансовом плане — открытие нового источника дохода, первая зарплата, первые самостоятельно заработанные деньги.

Здесь всегда нужно оценивать соседние карты, так как Шут Таро Тота может говорить как о полном исцелении, выздоровлении, так и о самом начале какого-то серьёзного заболевания, например, рядом с Башней.

Я рекомендую всем изучающим эту колоду, обязательно прочитать книгу автора, так как зачастую то, что пишут об этих картах другие исследователи Таро оказывается очень далёким от изначальных идей, заложенных самим Кроули и Фридой Харрис. И особенно это касается Дурака.

Многие люди излишне мистифицируют карты Таро и все, что с ними связано, поэтому в нашем обществе отношение к этим картам часто предвзятое. Вместе с тем, Таро можно (и нужно!) рассматривать не только как инструмент для гадания, но и как потрясающую систему символов, предмет искусства и даже как памятник истории, философии и культуры.

Я интересуюсь картами Таро много лет, и в последнее время меня гораздо больше привлекает теоретическая сторона вопроса, потому что история и символизм этих карт действительно очень любопытны. За годы своего увлечения я собрала неплохую коллекцию колод, с одной из которых – моей любимой колодой «Таро Тота» Алистера Кроули – я вас сейчас познакомлю.

«Таро Тота» заслуженно считается одной из самых популярных колод. Она была разработана знаменитым оккультистом Алистером Кроули и его талантливой ученицей, художницей Фридой Харрис. Создавалась колода на протяжении пяти лет и впервые была опубликована в 1944 году. Символизм Таро Кроули тесно переплетается с учением Карла Юнга об архетипах, а изображения на арканах (так называются карты Таро) «Таро Тота» сильно отличаются от традиционных сюжетных картин других известных колод. Принято считать, что колода Кроули ориентирована на вопросы экзистенциального характера и хорошо подходит для психоанализа.

Как и большинство классических колод, «Таро Тота» состоит из 78 карт: 22 Старших арканов и 56 Младших арканов. Младшие арканы, в свою очередь, подразделяются на Придворные (Принцесса, Принц, Королева и Король) и Числовые (от Туза (0) до десятки) карты.

Наибольший интерес представляют, конечно, Старшие арканы, тем более что Кроули умышленно отошел от классического толкования некоторых из них и дал им собственные обозначения.

В «Таро Тота» Старшие арканы называются следующим образом: Шут (0), Маг (I), Верховная Жрица (II), Императрица (III), Император (IV), Иерофант (V), Влюбленные (VI), Колесница (VII), Регулирование (VIII), Отшельник (IX), Фортуна (X), Вожделение (XI), Повешенный (XII), Смерть (XII), Искусство (XIV), Дьявол (XV), Башня (XVI), Звезда (XVII), Луна (XVIII), Солнце (XIX), Эон (XX), Вселенная (XXI).

Читайте также:  Как делать расклад таро на каждый день

Вообще, для лучшего понимания Старших арканов тарологи советуют рассматривать их как великое путешествие героя. Недаром по одной из версий само название «Таро» происходит от двух египетских слов «тар» — дорога и «ро» — царский и переводится как «Царская дорога» или «Великий путь». Все арканы представляют собой определенные испытания или архетипические изображения внешних сил, с которыми предстоит столкнуться герою на пути к самоосознанию.

Самая первая карта любой колоды Таро – Шут (0) или Дурак. Она представляет собой героя (или Дух) в самом начале пути и символизирует беспечную юность незрелой души. В большинстве классических колод на этой карте изображается юноша в зеленой одежде и в шутовском колпаке, идущий, не глядя под ног, к самому краю обрыва. Позади него бежит собачка: обычно она вцепляется ему в штанину, словно пытаясь удержать от рокового шага. «Ту собачку, что бежит за мной, зовут Последний Шанс» — не об этой ли собачке поется в известной песне? В колоде Кроули Шут выглядит несколько иначе и представляет собой скорее Апрельского дурака – персонификацию необузданной силы пробуждающейся природы.

Кроули считал Шута самой важной картой и единственным Старшим арканом, различными состояниями которого являются и все остальные. Следующие за Шутом арканы представляют различные этапы его духовного пути. Маг – это момент осознания собственного «Я» и собственного творческого начала, Верховная Жрица – первое прикосновение к тайне, Императрица и Император – знакомство с женским и мужским началом в себе, Иерофант – поиск духовного наставника, а за ним неизбежно выбор, который символизирует аркан Влюбленные. После того, как герой выбирает дорогу, его несет Колесница, и чтобы управлять ей, необходимо научиться Регулированию. Для этого лучше всего подходит путь Отшельника, который рано или поздно понимает, что жизнь состоит из взлетов и падений, зависящих от Фортуны. На пути к успеху героя охватывает божественное опьянение и Вожделение, но в пылу экстаза он не сразу понимает, что его надежды несбыточны, а сам он беспомощен, словно Повешенный. После следует встреча со Смертью, и только Искусство в преодолении собственных противоречий поможет справиться с искушениями Дьявола. Все это приводит к неизбежному краху Башни устоявшихся взглядов и основ, но именно потеря всего отжившего позволит снова засиять Звезде надежды. Конечно, после неудач прошлого на пути к Солнцу герою предстоит столкнуться с навеянными Луной страхами, но в конце пути его ждет трансформация (Эон) и обретение своего места во Вселенной. Таков путь любого героя.

Выпадание Старших арканов в раскладах обычно означает важные этапы и силы в жизни гадающего.

Младшие арканы с точки зрения гаданий являются более практическими. В «Таро Тота» они разделены на четыре масти, каждая из которых соответствует своей стихии: Жезлы (огонь), Кубки (вода), Мечи (воздух) и Диски (земля). При гадании масти отвечают за определенные аспекты человеческой жизни: Жезлы – карьера, амбиции, социальное положение, Кубки – эмоциональная сфера, Диски – деньги, материальные блага, Мечи – сфера разума. Изображения на Числовых картах в колоде Кроули являются символическими, что затрудняет их понимание, при этом позволяет толковать их значение более широко и интуитивно. Каждый ряд – от Туза до Десятки — представляет собой развитие и кризис какого-либо импульса, например, эмоционального или интеллектуального, а Придворные карты могут служить персонификациями конкретных личностей или влияющих на ситуацию сил.

В моей личной практике «Таро Тота» занимает особое место, потому что я использую карты не столько для гадания, сколько для более глубокого понимания той или иной ситуации, а для этого лучше всего подходит именно язык символов.

Рекомендовать или не рекомендовать Таро я не могу, поскольку это очень специфическая область, однако скажу, что конкретно эта колода очень многогранна и будет интересна всем любителям символизма и тайненького знаньица.)

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector